Дом с историей: как живется в «Ренессансе» на Касаткина
Если вывести рейтинг домов, привлекающих наибольшее внимание тех, кто впервые оказался в Казани, и рядом в столбик выписать строения, которые коллективное бессознательное коренных казанцев старательно вытесняет, — точкой пересечения двух списков станет жилой комплекс «Ренессанс». Для кого-то это здание воплощает все самое ужасное, что есть в столице Татарстана, других, напротив, притягивает идея евразийского слияния западных мотивов и восточного размаха. О том, кто построил «Ренессанс», как он устроен и как в нем живется, читайте в новой регулярной рубрике «Инде» о знаковых домах города.
От создателей «самого чудовищного здания в мире»
Компания «Антика» начала строительство «Ренессанса» в 2008 году. Это не первое здание компании-застройщика — к тому моменту псевдоклассическая линия, ставшая центральным мотивом в творчестве главного архитектора «Антики» Леонида Горника, достигла апогея. После периода строительства частных усадебных комплексов и участия в реставрационных работах в Кремле компания развернула масштабную деятельность в Казани: началось все с так называемого «Дома с кариатидами» на Касаткина, 15 в 2003 году. В 2006−2011 годах на территории от Фуксовского сада до Кремля «Антика» спроектировала и построила сразу несколько объектов, которые стали символом Казани XXI века: жилой комплекс «Дворцовая набережная» и Дворец земледельцев на месте снесенной ветхой застройки по улице Федосеевской и жилой комплекс «Ренессанс» на улицах Тельмана — Касаткина. Как скромно пишут на сайте компании, «фасады всех объектов стилизованы под ампир, барокко, классицизм». Больше всего вопросов архитектурные решения «Антики» вызывают у приезжих: например, основатель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов сравнил барельефы на зданиях и статуи с «самыми красивыми и оригинальными резными наличниками в деревне», а журналист Артемий Троицкий назвал Дворец земледельцев самым чудовищным зданием в мире. При этом главного архитектора Леонида Горника отзывы не смущают: он считает, что предлагает городу «сложную и красивую, смелую и потому привлекательную» классику. С каждым годом идеи Горника становились все сложнее и смелее: последний размещенный на сайте «Антики» проект, похоже, призван доказать, что кулинария и архитектура не так сильно отстоят друг от друга, и любой зажиточный человек имеет право реализовать свою мечту о жизни внутри свадебного торта.
На пепелище
До начала XXI века улицы Касаткина, Тельмана, Федосеевская и Зои Космодемьянской были застроены малоэтажными жилыми деревянными домами. Большинство из них попали под Программу ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья, которую приняли в республике в 1996 году.
― Насколько я знаю, жилой комплекс строился непросто, ― рассказывает жительница «Ренессанса» Валентина М. — На этом земельном участке была малоэтажная жилая деревянная застройка, жители которой не стремились менять жилплощадь в центре на квартиры на окраине. При этом дома были в аварийном состоянии и проводить капитальный ремонт в них не планировали. Ходят слухи, что их сожгли, чтобы получить участок под строительство.
— Это был каток, который невозможно было остановить, ― вспоминает председатель правления Союза архитекторов Республики Татарстан, начальник управления государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры Казани Фарида Забирова. ― Казгражданпроект разработал программу, по которой все деревянные дома автоматически попали в список аварийного ветхого жилья — не важно, были они памятниками архитектуры или нет. Мы тогда проработали 8000 адресов, вынесли в отдельный список памятники архитектуры и еще 300 зданий, относящихся к ценной архитектурной среде.
Исполком выпустил постановление для сохранения ценных домов на Касаткина и Тельмана. Но механизмов для их сохранения тогда не было: не было денег на консервацию, сохранение, реставрацию; бизнес этими домами не интересовался. Людей из них стали отселять, дома начали жечь. С одной частью программы ― ликвидацией ― справились, с реконструкцией ― нет.
Дом «Ренессанс» в ЖК «Ренессанс»
Компания-застройщик: «Антика»
Архитектор: Леонид Горник
Адрес: ул. Касаткина, 11
Постройка: 2008−2011
Жилье: 50 квартир, 9−11 этажей
Стоимость м²: 197−223 тыс. руб.
В здании: паб Pup’N’Pub, магазины Dondup, Marc Cain
Постмодерн как идеология
В жилом комплексе «Ренессанс» два дома ― девятиэтажный «Ренессанс» и десятиэтажная «New Готика». По словам архитектора Марселя Искандарова, «Ренессанс» продолжает феномен архитектуры начала XXI века, который ассоциируется с «Антикой», ― появление неожиданных для нашего города жилых зданий.
— Говорить о том, что это явление совершенно уникально, нельзя, ― объясняет он. ― Эта архитектура подхватила процессы начала ХХ века в Европе. Первые здания «Антики» и жилой комплекс «Дворцовая набережная» практически повторяют особую застройку Карловых Вар в начале XX века: это непривычный для России многоэтажный дом с внешними формами особняка, выросший на площади, ― точечно поставленный объем в классическом стиле. Это не периметральная застройка здания, к которой мы привыкли в Петербурге или Москве.
Удивительно, что архитектор, создавая на основе исторических прототипов (в случае с «Ренессансом» это архитектура belle epoque) фантазийные коллажи с примесью советской типологии, использует правильные и каноничные детали. Искандаров полагает, что говорить о стиле этих зданий смысла нет, потому что их надо воспринимать через призму эстетической идеологии постмодернизма.
Дом хоккеистов
Валентина М. живет на пятом этаже в сделанных из двух квартир пятикомнатных апартаментах общей площадью 215 квадратных метров. Из ее окон открывается вид на Казанку, мост Миллениум, площадь Султан-Галиева и Госсовет. Большая, по меркам центра, детская площадка, круглосуточная охрана и огромный паркинг на трех этажах были определяющими факторами при выборе именно этого дома «Антики».
— В нашем доме много квартир, в которых никто не живет — владельцы просто инвестировали в них капитал, на одного собственника может быть оформлено по три-четыре квартиры. Есть семья, которой принадлежат три двухкомнатные квартиры друг под другом на четвертом, пятом и шестом этажах, ― говорит она.
Все жилые помещения (они начинаются с четвертого этажа) уже выкуплены, недавно открылась продажа офисных помещений на втором и третьем этажах с возможностью их реконструкции под жилье. Если семья Валентины покупала квартиру за 90 тысяч рублей за «квадрат», то квадратный метр офисного помещения стоит 170 тысяч рублей. По ее словам, претендующих на такую недвижимость, мягко говоря, немного.
— В «Ренессансе» и «New Готике» живет много хоккеистов: часть из них собственники, другие арендуют. Я очень редко встречаюсь с соседями. Во-первых, заселенных квартир мало, во-вторых, обычно после выхода из квартиры я сразу спускаюсь на лифте на подземную парковку и на этом пути мало с кем успеваю пересечься. Когда смотришь на наш дом с улицы вечером, кажется, будто тут вообще никто не живет, — свет может гореть только в одном окне, ― делится Валя.
На Cian выставлена всего одна квартира «Ренессанса» и три — соседней «New Готики». Столько же предложений по аренде: есть, например, двухкомнатная за 70 тысяч рублей в месяц, за эти деньги можно снять аналогичную квартиру в районе Нового Арбата или на Невском. Впрочем, там в холле вряд ли будет стоять фигура центуриона в полный рост. Еще одно соображение в пользу Казани: здесь владельцам и арендаторам жилья-элитки дешевле обходятся дополнительные услуги ― коммунальные платежи и расходы на круглосуточную охрану, видеонаблюдение, работа консьержа складываются в сумму, не превышающую 15 тысяч рублей за квартиру в 215 «квадратов» (и это зимой, когда работает центральное отопление).
— А еще рядом с нами Госсовет, поэтому горячую воду никогда не отключают, ― говорит Валентина.
За алкоголем и кальянами
Если ты живешь в тихом центре города, будь готов к тому, что в ближайший супермаркет за мясом, гречкой и авокадо тебе придется ехать на автомобиле: в маленьких магазинах около дома выбор, как правило, невелик и продукты не всегда свежие. Зато бары, рестораны, театры и прогулочные зоны — в пешей доступности.
— От моего дома близко до любого места в центре: парк Черное озеро, Ленинский садик, Кремлевская набережная, «Квартира 63», «Энотека», «Шале». В соседнем доме находится «Мамбочино». В теплое время года каждую неделю мы с детьми пешком ходим в кино в «Тандем» или в «Ривьеру». Зато за полной продовольственной корзиной надо ехать в ближайший «Бахетле». Честно говоря, я рада, что здесь нет ни салонов, ни клиник, ни больших магазинов, потому что вместе с ними приходит ощущение толкучки, проходного двора. Без этого наши дома как будто находятся в другом мире, несмотря на то, что расположены в самом центре, ― говорит Валентина.
На первых этажах внешней стороны дома расположились магазины одежды Dondup и Marc Cain, в торце есть паб Pup’N’Pub.
— У меня ощущение, что дела у магазинов идут так себе: здесь нет парковки для клиентов, это место не видно с улицы. Возможно, такое местоположение лучше бы подошло для банка закрытого типа, с приватным обслуживанием. Зато у заведений, где есть алкоголь, все в порядке — в пабе всегда людно. После того как в «Мамбочино» появились алкоголь и кальяны, там тоже стало больше посетителей, ― рассказывает Валентина.
Марсель Искандаров, архитектор, дизайнер, преподаватель КГАСУ
Желая создать архитектуру, ассоциирующуюся с высоким классом потребления, застройщик использовал архитектурные элементы эпохи классицизма, барокко. Я не стал бы относиться чересчур серьезно к жилым домам «Антики», потому что смешно предъявлять серьезные требования к чистоте стиля в XXI веке. С этой точки зрения, мы не смогли бы аттестовать на «отлично» ни одно современное здание. Нынешняя философия и идеология общества потребления делают этот разговор неактуальным.
Высокие мансардные крыши и так называемый «городок на крыше», которые мы видим в «Ренессансе», были характерны для архитектуры французского Ренессанса, но тогда этажей было меньше. Этот дом — скорее парадоксальная авторская фантазия на тему архитектурного стиля.
Нравятся нам здания «Антики» или нет, но они — один из символов новой Казани. Это очевидно хотя бы по количеству фотографий, которые делают туристы на их фоне. Лично мне жаль, что развитие «Антикой» архитектуры, отсылающей к традиции предвоенной и межвоенной Европы, прервалось. Количество неизбежно переходит в качество, но взлет этой архитектуры приостановился где-то на подступах к настоящему качеству.
Фото: Денис Волков, Антон Малышев